- Главная
- О центре
- Полезное
- Деятельность
- Основные виды деятельности
- Результаты работы
- Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность
- Аттестация
- Комплексная безопасность
- Социальное сопровождение
- Абилитация молодых инвалидов
- Добровольчество и волонтерство
- Комплексное сопровождение людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре
- Копилка специалистов
- Летний отдых и оздоровление
- Медицинская деятельность
- Опорные реабилитационные центры, обеспечивающие работу с детьми, имеющими особенности развития
- Развитие службы медиации
- Ранняя помощь
- Тренировочная квартира
- Услуги
- Контакты
- Пресс-Центр
- О нас в СМИ
- Новости
- Объявления
- Информационная кампания «Люди так не делятся»
- Информационная кампания по правовой помощи детям
- Видео о центре
- Корпоративная газета "Вести "Журавушки"
- Медицинская профилактика
- Общенациональная информационная кампания Фонда поддержки детей
- Рекламно-информационные материалы об Ответственном родительстве
- КОМПЛЕКС МЕР
- Реабилитация после COVID-19
- #ЛЕТО-ОНЛАЙН
- ОПРОС
Вы здесь
Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста
Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, так как общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольной лексики.
Все свои действия проговаривайте: пойдем, придем, покушаем, помоем, уберём, посушим и прочее.
И в играх и в повседневной жизни следите за своей речью – фразы простые, никакой абстракции.
О действиях (если они предполагают какую-то последовательность движений) рассказывайте дробно, чтобы ребёнку была понятна сама структура того, что он делает. Например: «Давай посуду ПОМОЕМ. ОТКРОЕМ кран. Вот как водичка ЛЬЁТСЯ – ш-ш-ш. ВОЗЬМЁМ тряпочку, НАМОЧИМ – вот так. ПОТРЁМ тарелку. Теперь ОПОЛОСНЁМ – вот. Готово!»
Так Вы и глаголов много задействуете и покажете малышу, как планировать свою деятельность. Если делать это систематически – слова не заставят себя ждать. А есть глаголы - будет и фраза.
Обогащать речь глаголами удобнее всего по каким-то определенным смысловым группам слов (например: кто из животных как передвигается, кто как голос подает, какие профессиональные действия совершают люди). В соответствии с этим ребенок должен уметь отвечать на вопросы «Что делают птицы?», «А рыбы?», «Что делает строитель?». Для характеристики действий животных и способов их передвижения важно подбирать и такие глаголы, которые тонко определяют эти действия, например: ДОГОНЯЕТ, УБЕГАЕТ, ПРЯЧЕТСЯ, ЗАТАИЛСЯ, БРОСИЛСЯ, ПОДПРЫГНУЛ, СХВАТИЛ, НАПАЛ, ВЗОБРАЛСЯ, НЫРНУЛ, ВЗЛЕТЕЛ и т.д. Для этого используются игры «Кто как голос подает?», «Кто чем занимается?», «Подскажи словечко», «Сочиним стихотворение».
«Подскажи словечко»
Цель: расширять предикативный словарь детей, развивать умение отвечать развернутыми предложениями.
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры: взрослый задает ребёнку вопрос, ребёнок смотрит на картинку и отвечают полным предложением.
Есть всего один ответ.
Кто-то знает, кто-то – нет.
Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет).
Сова летает, а кролик …? (прыгает).
«Сочиним стихотворение»
Цели: Пополнять и закреплять предикативный словарь. Закреплять конструкцию простого предложения по модели «предмет — действие». Закреплять согласование существительного с глаголом настоящего времени.
Оборудование: предметные картинки с изображениями животных и птиц: утки, лягушки, льва, коровы, кота, поросенка, козленка и петуха.
Описание игры: взрослый предлагает ребёнку сочинить стихотворение о том, как подают голос животные (взрослый называет и показывает животное, а ребёнок добавляет слово – название действия).
«Кто чем занимается?»
Цель: развивать умение подбирать к существительному действие.
Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий.
Описание игры: взрослый предлагает ребёнку назвать действия, которые выполняет человек определенной профессии.
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует и т.д.
Ребенок называет действия людей.
Материал подготовлен
логопедом Траленко И.Н.
- 493 просмотра